Часто задаваемые вопросы

Общие вопросы

Если вам предлагают на платной основе провести операцию, либо обследование, вы можете узнать у лечащего врача, входит ли данная медицинская услуга в программу государственных гарантий, т.е. должна ли она предоставляться бесплатно. Если вам предлагают не предусмотренную данной программой медицинскую услугу, лечащий врач должен проинформировать вас о праве на бесплатную медицинскую помощь — разъяснить возможность получить другую, подходящую для вас медицинскую услугу бесплатно. Врач обязан проинформировать вас обо всех побочных действиях как рекомендуемой платной, так и предоставляемой бесплатно медицинской услуги. Только после получения всей необходимой информации пациент может сделать выбор либо в пользу бесплатного, либо в пользу платного лечения. Для получения указанной информации вы также можете обратиться в страховую медицинскую организацию и узнать, входит ли данная медицинская услуга в программу государственных гарантий и должна ли она предоставляться бесплатно.
Направление больных, страдающих сложными видами заболеваний, на лечение в медицинские центры, научно-исследовательские институты и клиники за пределы постоянного места проживания осуществляется в случаях, когда необходимая медицинская помощь не может быть оказана в лечебно-профилактических учреждениях на постоянном месте проживания. Для решения вопроса получения направления на лечение за пределами постоянного места проживания необходимо обратиться в органы управления здравоохранением. Оплата лечения в медицинских учреждениях за пределами места постоянного проживания гражданам, не имеющим направления на лечение от органа управления здравоохранением, производится за счет граждан.

Основания для лишения дееспособности

Гражданин старше 18 лет может быть ограничен в дееспособности по двум основаниям:

1.      Суд вправе ограничить дееспособность гражданина, если будет доказано и установлено, что вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ставит свою семью в тяжелое материальное положение. В этом случае закон четко устанавливает взаимосвязь между пагубной привычкой человека и материальным положение семьи. При доказанности этого факта, суд выносит решение о признании гражданина ограниченно дееспособным. Этому гражданину назначается попечитель. Важно отметить, что гражданин может быть ограничен в дееспособности даже тогда, когда у членов его семьи есть свой самостоятельный доход. Но при этом будет установлено, что данный гражданин обязан по закону содержать членов своей семьи (например, платить алименты детям или престарелым родителям), однако вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами не оказывает им необходимой материальной помощи либо члены его семьи вынуждены полностью или частично его содержать.

2.      Ограничение дееспособности вследствие психического расстройства, когда гражданин может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц (это те ситуации, когда недостаточно оснований для полного лишения дееспособности).

Кто может инициировать процесс о признании гражданина ограниченно дееспособным?

Заявление может быть подано одним из членов его семьи (это родители, дети, супруг/супруга, братья и сестры), органа опеки и попечительства, медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь. Согласно со ст. 284 ГПК РФ заявление об ограничении дееспособности гражданина суд рассматривает с участием самого гражданина, заявителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства.

В какой суд подавать заявление?

Заявление подается в суд по месту жительства гражданина (внимание: по месту жительства, а не регистрации!), а если гражданин помещен в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, по месту нахождения этих организаций.

  • если гражданин проживает в г. Череповце, то заявление подается в Череповецкий городской суд Вологодской области (162614, г. Череповец, пр. Луначарского, д. 51);
  • если он проживает в одном из районов Вологодской области, то в районный суд соответствующего района:
  1. Череповецкий район - Череповецкий районный суд Вологодской области (162603, Вологодская область, г. Череповец, ул. Краснодонцев, д. 15);
  2. Бабаевский и Чагодощенский район - Бабаевский районный суд Вологодской области (162480, г. Бабаево, ул. Ухтомского, д. 2 «б»).
  3. Кадуйский район - Кадуйский районный суд Вологодской области (162510, Вологодская область, п.Кадуй ул. Энтузиастов, д. 46).
  4. Устюженский район - Устюженский районный суд Вологодской области (162840, Вологодская обл., г. Устюжна, пер. Богатырева, д. 13а).
  5. Шекснинский район - Шекснинский районный суд Вологодской области (162560, Вологодская область, п. Шексна, ул. Исполкомовская, д. 4).

Рассмотрение гражданского дела о признании гражданина недееспособным состоит из двух этапов.

1. Предварительное судебное заседание

На предварительном судебном заседании судья назначает судебно-психиатрическую экспертизу. Название и местонахождение экспертного учреждения указывается в определении суда о назначении судебно-психиатрической экспертизы. Определение направляется судом заявителю. Если гражданин уклоняется от проведения экспертизы, суд может определить принудительное направление на экспертизу. Порядок и сроки проведения экспертизы необходимо уточнять в экспертном учреждении.

2. Основное судебное заседание

В заседании должны присутствовать:

  • заявитель;
  • прокурор;
  • представитель органа опеки и попечительства;
  • гражданин, которого ограничивают в дееспособности.

О дате и времени каждого судебного заседания заявитель извещается судебной повесткой (повестка посылается судом по адресу, указанному в заявлении о признании гражданина недееспособным).

Рассмотрение судом гражданского дела заканчивается вынесением судебного акта (решения), которым суд либо удовлетворяет заявление и признает гражданина ограниченно дееспособным, либо отказывает в удовлетворении заявленных требований. Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца с даты вынесения. В этот же срок оно может быть обжаловано в вышестоящий суд. Решение суда, которым гражданин признан ограниченно дееспособным, является основанием для назначения ему попечителя.

Последствия признания гражданина ограниченно дееспособным

1.      Если гражданин ограничен в дееспособности по основанию № 1 (пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами), то распоряжение имуществом происходит только с письменного согласия попечителя (а его действия в свою очередь контролирует государство). Т.е. продать, подарить квартиру, земельный участок, машину самостоятельно гражданин, ограниченный в дееспособности, не может. Не может распоряжаться своим заработком, пенсией и иными доходами. У ограниченно дееспособного гражданина сохраняется право на совершение мелких бытовых сделок (например, покупка продуктов в магазине или канцтоваров).

2.      Если гражданин ограничен в дееспособности по основанию № 2 (вследствие психического расстройства), то распоряжение недвижимым имуществом происходит только с письменного согласия попечителя. Только с письменного согласия попечителя гражданин может осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (например, заключить договор об издании книги). Только с письменного согласия попечителя может вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими. В тоже время, в этом случае гражданин не лишается автоматически права распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами и совершать мелкие бытовые сделки. В исключительных случаях, действуя в интересах гражданина, суд может наложить ограничение, но при наличии достаточных доказательств.

Ограничение дееспособности — это навсегда?

Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.

В этом случае суд на основании заявления самого гражданина, его представителя, члена его семьи, попечителя, органа опеки и попечительства, медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, принимает решение об отмене ограничения гражданина в дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над ним попечительство (ч.1 ст.286 ГПК РФ).

Иногда у Вас может возникнуть причина для смены врача. Причиной может стать конфликт с врачом, несогласие с его методами диагностики и лечения или что-то еще (например, Вам некомфортно лечиться у врача-мужчины). Эту проблему легко решить: разработана законная процедура смены лечащего врача. Она проводится следующим образом:

1.      Заявление. Вы обращаетесь к руководителю лечебного учреждения (главному врачу) с письменным заявлением о смене врача. В этом заявлении вы должны указать причину смены врача. Без указания причины Ваше заявление не будет рассмотрено.

2.      Способ связи с вами. Также стоит указать конкретный способ связи с Вами для сообщения решения главного врача. Это может быть телефон или электронная почта.

3.      Срок ответа – 3 дня. Главному врачу (заведующему отделением) дается три рабочих дня для того, чтобы сообщить (в том числе по телефону или электронной почте) пациенту о специалистах, к которым он может обратиться.

4.      Выберите врача. Вы выбираете врача и сообщаете главному врачу о своем выборе.  При личной встрече, в письменной форме или по электронной почте – закон не уточняет, как должна происходить эта часть процедуры.

5.      Врач может отказаться. Помните, что и врач имеет право отказаться от лечения конкретного человека, о чём он должен сообщить заведующему отделением. Вы не можете лечиться у врача против его желания. Поэтому, желательно, заранее согласовать с потенциальным лечащим врачом Ваши намерения по переводу на его участок. 

Психиатрический учет (обязанность медицинских учреждений отчитываться о всех пациентах с заболеваниями психики) упразднили еще в 1993 году с принятием Федерального Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Сейчас наблюдение и лечение у психиатра делится на консультативно-лечебную помощь и диспансерное наблюдение.

Прием психиатра начинается с подписи под согласием на медицинское вмешательство. Поставив подпись, человек попадает в группу консультативно-лечебной помощи, подтверждает добровольность осмотра у врача и дает согласие, что будет принимать прописанные ему медикаменты и посещать специалиста, но только если сам сочтет это нужным. Если человек, который получает консультативно-лечебную помощь, перестанет приходить на прием, врач не станет выяснять, где он и что с ним.

В некоторых случаях психическое расстройство может протекать с частыми и тяжелыми обострениями или плохо поддаваться лечению. Если это происходит, комиссия психиатров по инициативе лечащего врача может установить за пациентом диспансерное наблюдение. Это не недобровольная госпитализация (для которой необходимо решение суда), это просто более пристальное наблюдение со стороны врачей. Это значит, что пациенту надо посещать психиатра в диспансере через четкие временные промежутки для осмотров и выписки препаратов. 

В то же время при диспансерном наблюдении у врача есть право осмотреть пациента, даже если тот письменно отказался от наблюдения в диспансере. Так, закон дает возможность психиатрам наблюдать за здоровьем пациента, предотвращать серьезные ухудшения состояния и помогать в решении бытовых и социальных проблем. Если состояние человека стало лучше и ухудшений нет на протяжении длительного времени (точных временных рамок нет), диспансерное наблюдение могут прекратить.

Обращение в медицинскую организацию - это конфиденциальная информация, охраняемая законом врачебная тайна. Поэтому, если человек обратился в диспансер, никто не будет об этом сообщать ни его начальству, ни в другие инстанции. Даже если работодатель пришлет в диспансер запрос о том, обращался ли его работник за помощью, ему не дадут такой информации. Психиатр может предоставить какие-то сведения только тем, кого сам пациент указал в согласии на лечение.

О диагнозе человека могут сообщить кому-то без его ведома и согласия лишь в оговоренных законом случаях. Это может быть, например, запрос из другой медицинской организации, в которой лечится пациент. Сведения, представляющие медицинскую тайну, передаются в МВД только если заведено и расследуется дело с участием пациента в любой роли (потерпевший, подозреваемый, свидетель). Прокуратура и органы уголовно-исполнительной системы также наделены возможностью получения данной информации без согласия самого пациента.

Сам по себе факт наблюдения у психиатра не означает каких-либо запретов, но иногда психиатр может ограничить права пациента после осмотра. Если у доктора возникают сомнения, может ли пациент в его состоянии заниматься тем или иным видом деятельности, человека направляют на врачебную комиссию, которая и принимает окончательное решение. Например, если у человека есть длительное или хроническое расстройство с частыми, стойкими, тяжелыми обострениями, ему могут запретить пользоваться оружием или водить автомобиль. Есть утвержденный список таких заболеваний, в который, в частности, входят шизофрения, биполярное аффективное расстройство и расстройства личности.

Существуют и ограничения по работе, но, как правило, они связаны не с диагнозом, а с состоянием человека. Многие медицинские противопоказания к определенным видам деятельности прописаны в приказе Минздрава. Если у человека, проходящего осмотр перед приемом на работу, уже диагностировано психическое расстройство из списка, и врач во время осмотра это узнает, он может направить пациента на врачебную психиатрическую комиссию. Та, в свою очередь, может не допустить человека к работе, если посчитает, что расстройство стойкое, тяжелое и с часто обостряющимися проявлениями. Когда состояние улучшается, это ограничение могут снять. Психическое расстройство не может быть и самостоятельным поводом для лишения родительских прав. Но в некоторых случаях оно может быть опасно для ребенка — например, быть причиной жестокого отношения к нему. Именно опасное или пренебрегающее поведение родителя с психическим расстройством будет поводом для лишения родительских прав, а не сам диагноз. 

Порядок признания гражданина недееспособным регулируется главой 31 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).

Признание гражданина недееспособным проводится только в судебном порядке.

Заявление в суд могут подать:

1. Члены семьи, близкие родственники (родители, дети, братья и сестры) независимо от совместного проживания с гражданином, в отношении которого подается заявление;

2. Орган опеки и попечительства;

3. Психиатрическое или психоневрологическое учреждением (если отсутствуют близкие родственники и гражданин находится в соответствующем учреждении).

Заявление подается в суд по месту жительства гражданина, либо по месту нахождения психиатрического или психоневрологического учреждения.

  • если гражданин проживает в г. Череповце, то заявление подается в Череповецкий городской суд Вологодской области (162614, г. Череповец, пр. Луначарского, д. 51);
  • если он проживает в одном из районов Вологодской области, то в районный суд соответствующего района:
  1. Череповецкий район - Череповецкий районный суд Вологодской области (162603, Вологодская область, г. Череповец, ул. Краснодонцев, д. 15);
  2. Бабаевский и Чагодощенский район - Бабаевский районный суд Вологодской области (162480, г. Бабаево, ул. Ухтомского, д. 2 «б»).
  3. Кадуйский район - Кадуйский районный суд Вологодской области (162510, Вологодская область, п.Кадуй ул. Энтузиастов, д. 46).
  4. Устюженский район - Устюженский районный суд Вологодской области (162840, Вологодская обл., г. Устюжна, пер. Богатырева, д. 13а).
  5. Шекснинский район - Шекснинский районный суд Вологодской области(162560, Вологодская область, п. Шексна, ул. Исполкомовская, д. 4).

В заявлении о признании гражданина недееспособным должна быть изложена информация о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий и руководить ими.

Рассмотрение гражданского дела о признании гражданина недееспособным состоит из двух этапов.

1. Предварительное судебное заседание

На предварительном судебном заседании судья назначает судебно-психиатрическую экспертизу. Название и местонахождение экспертного учреждения указывается в определении суда о назначении судебно-психиатрической экспертизы. Определение направляется судом заявителю. Если гражданин уклоняется от проведения экспертизы, суд

может определить принудительное направление на экспертизу. Порядок и сроки проведения экспертизы необходимо уточнять в экспертном

учреждении.

2. Основное судебное заседание

В заседании должны присутствовать:

  • заявитель;
  • прокурор;
  • представитель органа опеки и попечительства;
  • гражданин, которого лишают дееспособности.

О дате и времени каждого судебного заседания заявитель извещается судебной повесткой (повестка посылается судом по адресу, указанному в заявлении о признании гражданина недееспособным).

Рассмотрение судом гражданского дела заканчивается вынесением судебного акта (решения), которым суд либо удовлетворяет заявление и признает гражданина недееспособным, либо отказывает в удовлетворении заявленных требований. Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца с даты вынесения. В этот же срок оно может быть обжаловано в вышестоящий суд. Решение суда, которым гражданин признан недееспособным, является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства.

  • Посещение пациентов родственниками и прием передач проводится в дни и часы, установленные приказом главного врача.
  • На свидание к пациенту допускается одновременно не более двух посетителей.
  • Посетители проходят на отделение без верхней одежды и в сменной обуви (бахилы).
  • Посетители обязаны соблюдать чистоту и порядок, не нарушать покой пациентов.
  • Посещение проводится при обязательном присутствии медицинского персонала в специально отведенном для этой цели помещении.
  • На посещения не допускаются посетители с признаками алкогольного и наркотического опьянения
  • Не разрешается приводить на свидания детей до 14-летнего возраста.
  • Посетители обязаны соблюдать вежливость в общении с персоналом и пациентами отделения. Запрещено высказывать любые претензии другим пациентам отделения, провоцировать конфликты с ними. Все конфликтные ситуации решаются в установленном порядке администрацией больницы.
  • Необходимо строгое соблюдение этики в общении с пациентом. Недопустимо проявление излишнего любопытства, удивления, смеха и других, внешне выраженных эмоциональных реакций, абсолютно исключено обсуждение пациентов, циничные замечания и выражения.
  • Внешний вид посетителей не должен быть вызывающим. Не рекомендуется приходить на отделение в обуви на высоких каблуках, в мини юбках. Не рекомендуются блестящие украшения (цепи, серьги, бусы), яркий макияж.
  • Передачи принимаются в соответствии с утвержденным перечнем продуктов.
  • Не разрешается передавать пациентам стеклянные и острые предметы, спиртные напитки, спички, зажигалки, сотовые телефоны, сигареты и деньги.
  • За пропажу личных вещей администрация больницы ответственности не несет.
  • При карантине допуск посетителей на отделения прекращается.
  • Допускается временное запрещение свиданий (помимо устанавливаемых карантином) в случаях, когда они диктуются состоянием пациента и интересами его лечения (согласно статьи 37 закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).
  • Представители государственных, общественных организаций допускаются на посещения к пациентам с разрешения главного врача, его заместителей по лечебной работе, заведующего отделением или дежурного врача.
  • Посетители не допускаются в отделения, если пациент отказывается от свидания (в устной либо письменной форме), а также при повторных проносах запрещенных продуктов, остро-режущих предметов, зажигалок, спичек.
  • Информация о пациенте, в том числе и о его диагнозе, может быть предоставлена лишь с согласия самого пациента.
  • О подписываемых документах необходимо в обязательном порядке ставить в известность заведующего отделением и лечащего врача.

График посещений пациентов в стационаре

  • I отделение – среда, суббота с 14:30 до 16:30
  • II отделение – вторник с 14:00 до 16:00, суббота с 10:00 до 12:00
  • III отделение – среда с 14:30 до 16:30, воскресенье с 10:00 до 12:00
  • IV отделение – среда с 14:30 до 16:30, воскресенье с 10:00 до 12:00
  • V отделение – ежедневно с 16:00 до 18:00
  • Детское отделение – среда, суббота с 17:00 до 19:00

График приема граждан по личным вопросам

  • Главный врач – пятница с 14:00 до 15:00
  • Заместитель главного врача по медицинской части – вторник, четверг с 09:00 до 11:00
  • I отделение – среда с 10:00 до 12:00
  • II отделение – среда с 10:00 до 12:00
  • III отделение – среда с 14:30 до 16:30
  • IV отделение – среда с 10:00 до 12:00
  • V отделение – среда с 10:00 до 13:00
  • Детское отделение – четверг с 13:00 до 16:00
  • Детский дневной психиатрический стационар – ежедневно с 13:00 до 14:00
  • Взрослый дневной психиатрический стационар – ежедневно с 13:00 до 14:00

Прием передач для пациентов

  • Прием передач проводится ежедневно на вахте (1 этаж клинического корпуса) с 15:00 до 17:30
  • Передачи принимаются в полиэтиленовых пакетах с надписанными датой передачи, фамилией и инициалами пациента, номером отделения.

Список продуктов, разрешенных для передачи пациентам 

Запрещается:

Передача пациентам скоропортящихся продуктов. К особо скоропортящимся относятся продукты, в которых при нарушении температурных условий и сроков реализации могут размножатся микроорганизмы, вызывающие порчу продуктов, острые кишечные инфекции и пищевые отравления, а именно:

  • сырые яйца, кисломолочные продукты домашнего приготовления, пельмени, блинчики, беляши, пирожки с мясом и рыбой, бутерброды с колбасой, ветчиной, рыбой и т.д., кондитерские изделия с заварным кремом и кремом из сливок, заправленные винегреты, салаты (овощные, рыбные, мясные), паштеты, студни, заливные (мясные, рыбные), куры отварные, рыбные и мясные консервы, грибы в любом виде, рыба соленая, вяленая, копченая.

Разрешается:

  • Кисломолочные продукты фасованные, в заводской упаковке. Сроки реализации в соответствии с указанными на упаковке (кефир,  молоко, ряженка, бифилайф, йогурт) - 0,5 л.;
  • Сыры  твердых сортов в полимерной упаковке - 200гр.;
  • Колбасы высшего сорта вареная или полукопченая,  в нарезке,  вакуумной упаковке - не более 100гр.;
  • Компоты, соки, минеральная вода в фабричной упаковке не более 1 литра.;
  • Печенье, вафли в фабричной упаковке - 1 пачка (200 гр.);
  • Булочки с повидлом, без начинки не более 3х шт.;
  • Сухари, пряники, сушки - 300 гр.;
  • Конфеты в обёртке - 200 гр. (кроме карамели и леденцов);
  • Фрукты и овощи свежие (яблоки, груши, бананы, цитрусовые) не более 500 гр. каждого вида (моются на отделении работниками раздаточных, перед выдачей больным).

Передачи больным должны передаваться в полиэтиленовых пакетах с указанием фамилии пациента, даты передачи и подписи медицинской сестры, принявшей передачу. Продукты изымаются в пищевые отходы в случаях: истекшего срока хранения,  хранения без упаковки, без указания фамилии пациента и даты приёма передачи,   наличии признаков порчи, при не соответствии списку продуктов для передач.

В период пребывания на обследовании и лечении пациентам разрешается иметь в отделении для личного пользования:

  • гигиенические принадлежности;
  • очки для оптической коррекции зрения;
  • собственные предметы нижнего белья, верхней одежды и обуви (при условии их санитарно-гигиенической обработки не реже 1 раза в неделю). Предметы одежды, белья, обуви не должны содержать частей, которыми могли бы быть причинены колотые, режущие, сдавливающие повреждения («косточки» бюстгальтеров, блёстки, металлические или пластиковые накладки, пряжки, твёрдые застёжки, заклёпки, ремни, цепочки, шнурки и т.п.);
  • письменные и рисовальные принадлежности: авторучки шариковые одноразовые (не перьевые), фломастеры, бумагу (в т.ч. в брошюрованном виде, кроме блокнотов «на спирали» или им подобных);
  • книги, периодические издания, иную печатную продукцию, кроме содержащей тексты и/или изображения, символику порнографического, эротического, пропагандирующего любые формы насилия, националистического или иного дискриминационного характера;
  • сотовый телефон (хранится в сейфе старшей медицинской сестры, выдается пациенту для совершения звонков с разрешения лечащего врача).

Доступ к данным предметам может быть ограничен лечащим врачом в целях соблюдения безопасности для собственного здоровья и здоровья окружающих с учётом особенностей состояния конкретного пациента на текущий период. Приносимые пациенту «передачи» в обязательном порядке проверяются медицинскими сестрами палатными для уточнения соответствия их требованиям противоэпидемического, гигиенического режима и правилам соблюдения безопасности в психиатрическом стационаре.

Категорически запрещается приносить на свидания и передавать пациентам:

  • Острые, колющие и режущие предметы;
  • Оружие (в том числе электрошоковое и газовое);
  • Спиртные напитки;
  • Стеклянные предметы;
  • Легковоспламеняющиеся, едкие, ядовитые вещества;
  • Электроприборы (чайники, кипятильники и т.п.).

Порядок психиатрического освидетельствования гражданина в недобровольном порядке регулируется статьей 280 главы 30 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), Законом РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Цель проведения психиатрического освидетельствования:

  • для определения страдает ли обследуемый психическим расстройством;
  • нуждается ли он в психиатрической помощи;
  • для решения вопроса о виде психиатрической помощи.

Основания для проведения психиатрического освидетельствования в недобровольном порядке:

1. Лицо совершает действия, которые дают основание предположить у него тяжелое психическое расстройство. Психическое расстройство обусловливает:

  • непосредственную опасность лица для себя и окружающих;
  • беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;
  • существенный вред здоровью лица вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи;

2. Нахождение лица под диспансерным наблюдением.

Для принятия решения подается заявление в психиатрический диспансер (исключение: без заявления освидетельствование проводится лицам, находящимся под диспансерным наблюдением). 

Лица, которые могут подать заявление: родственники, врач любой специальности, должностные лица, иные граждане. 

В заявлении должно быть указано:

  • подробные сведения о необходимости освидетельствования;
  • указание на отказ лица от освидетельствования.

Врач-психиатр вправе запросить дополнительные сведения.

По общему правилу заявление должно быть письменным. 

Врач-психиатр рассматривает заявление и принимает одно из решений:

  • отказ в психиатрическом освидетельствовании (если нет оснований);
  • проведение психиатрического освидетельствования без санкции судьи (если есть непосредственная опасность лица для себя и окружающих);
  • подготовка документов в суд для получения санкции судьи (по остальным основаниям). 

Судья в 3-дневный срок с момента получения материалов решает вопрос о проведении или об отказе в психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке. О времени и месте проведения судебного заседания извещаются гражданин, его представитель, врач-психиатр, прокурор. Неявка в судебное заседание прокурора и врача-психиатра не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела. Суд либо удовлетворяет административный иск, либо отказывает в удовлетворении иска. Мотивированное решение должно быть изготовлено судом в день принятия решения.

Психиатрическая помощь может быть оказана гражданину либо в добровольном порядке (при наличии письменного согласия гражданина (в том числе недееспособного)/его законного представителя), либо в недобровольном (при отсутствии согласия на лечение и наличии оснований для госпитализации). 

Порядок госпитализации гражданина в психиатрический стационар в недобровольном порядке регулируется главой 30 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), Законом РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». 

Госпитализация в психиатрический стационар в недобровольном порядке проводится при наличии оснований:

  • обследование и лечение возможны только в стационарных условиях;
  • психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

  1. его непосредственную опасность для себя и окружающих;
  2. его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;
  3. существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи;

Вопрос о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке решается в судебном порядке по месту нахождения психиатрического учреждения (для БУЗ ВО «Вологодский областной психоневрологический диспансер № 1» – Череповецкий городской суд Вологодской области). 

Заявление в суд подает представитель психиатрического стационара. Заявление подается в течение 72 часов с момента помещения гражданина в психиатрический стационар.

Срок рассмотрения заявления в суде – в течение 5 дней со дня принятия административного искового заявления к производству суда.

Место проведения судебного заседания – в помещении суда или психиатрического стационара (если суд установит, что психическое состояние гражданина позволяет ему лично участвовать в судебном заседании, но его присутствие в помещении суда является невозможным).

При рассмотрении дела принимают участие: прокурор, представитель психиатрического стационара, представитель гражданина (при отсутствии у гражданина представителя суд назначает адвоката). Гражданин также имеет право участвовать в судебном заседании.

Рассмотрев заявление, судья либо удовлетворяет, либо отклоняет его. Если суд удовлетворил заявление, это является основанием для дальнейшего содержания лица в стационаре. Если суд отклонил заявления, гражданин выписывается из стационара.

Вопросы о диспансеризации

Диспансеризация позволяет сохранить и укрепить здоровье, а при необходимости своевременно провести дополнительное обследование и лечение. Ведь даже если человек считает себя здоровым, во время диспансеризации у него нередко обнаруживаются хронические неинфекционные заболевания, лечение которых наиболее эффективно на ранней стадии.

Диспансеризация проводится для взрослого населения - 1 раз в три года в возрасте от 18 до 39 лет включительно, и ежегодно в возрасте 40 лет и старше, а также в отношении отдельных категорий граждан.

Профосмотр или диспансеризация проводятся бесплатно при наличии паспорта и полиса ОМС в поликлинике по месту прикрепления, в отделении или кабинете медицинской профилактики.

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения).

Профилактический медицинский осмотр проводится для раннего выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов, и включает:

1.     Флюорографию (1 раз в 2 года).

2.     Опрос (анкетирование).

3.     Антропометрию (измерение роста, веса, обхвата талии).

4.     Измерение артериального давления.

5.     Анализ крови на общий холестерин.

6.     Анализ крови на глюкозу.

7.     Определение сердечно-сосудистого риска (относительного - с 18 до 39 лет, абсолютного - с 40 до 64 лет).

8.     Измерение внутриглазного давления (при первом прохождении профилактического медицинского осмотра, ежегодно — с 40 лет).

9.     ЭКГ (при первом прохождении профилактического медицинского осмотра, ежегодно — с 35 лет).

10. Женщины проходят осмотр фельдшера (акушерки) или врача акушера - гинеколога.

Исследования на первом этапе диспансеризации взрослого населения

Помимо перечисленных выше мероприятий профилактического медицинского осмотра при прохождении диспансеризации взрослого населения на первом этапе проводятся дополнительные методы обследования:

- общий анализ крови (гемоглобин, лейкоциты, СОЭ) — с 40 лет;

- исследование кала на скрытую кровь (с 40 лет— 1 раз в 2 года, с 65 лет — ежегодно);

- ФГДС — в 45 лет;

- для женщин: цитологическое исследование мазка с шейки матки (с 18 до 64 лет — 1 раз в 3 года), маммография (с 40 до 75 лет — 1 раз в 2 года);

- для мужчин: определение простат-специфического антигена (ПСА) в крови (в 45, 50, 55, 60, 64 года).

Дополнительное обследование на втором этапе диспансеризации взрослого населения

На втором этапе прохождения диспансеризации исследования проводятся при отнесении пациента к группе риска развития хронических неинфекционных заболеваний или обнаружении отклонений. В этом случае назначаются:

- консультации специалистов (невролога, оториноларинголога, окулиста, хирурга, уролога, колопроктолога, акушера-гинеколога, офтальмолога);

- дополнительные исследования (колоноскопия, УЗДГ, ФГДС, КТ-легких, рентгенография лёгких, спирометрия). 

При выявлении у гражданина в процессе диспансеризации медицинских показаний к проведению осмотров врачами-специалистами, исследований и мероприятий, не входящих в объем диспансеризации, они назначаются и выполняются с учетом положений порядков оказания медицинской помощи по профилю выявленного или предполагаемого заболевания (состояния) и стандартов медицинской помощи.

Таким образом, Вы будете направлены на консультирование врачами-специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий и оказанием при необходимости специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Это ваше право. Согласно приказу Минздрава России от 27.04.2021 N 404н "Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения" гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом, либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.
Согласно приказу Минздрава России от 27.04.1.2021 N 404н "Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения" гражданин проходит диспансеризацию в медицинской организации, в которой он получает первичную медико-санитарную помощь.

Согласно приказу Минздрава России 27.04.1.2021 N 404н "Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения" в случае отсутствия у медицинской организации, осуществляющей диспансеризацию, лицензии на осуществление медицинской деятельности по отдельным видам работ (услуг), необходимых для проведения диспансеризации в полном объеме, медицинская организация заключает договор с иной медицинской организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности в части выполнения требуемых работ (услуг).

Исходя из вышесказанного, Вы будете направлены в ту медицинскую организацию, которая может провести необходимое обследование в соответствии с договором.

Согласно статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.

Закон дает право работающему гражданину для прохождения диспансеризации взять один день с сохранением заработной платы. Такое право предоставляется один раз в три года. Предпенсионеры (тем, кому до выхода на пенсию осталось 5 лет и менее) могут взять два рабочих дня оплачиваемых работодателем ежегодно. Работающие пенсионеры также имеют право на освобождение от работы на два дня раз в год.

Прохождение обследования первого этапа диспансеризации как правило требует два визита. Первый визит занимает ориентировочно от 3 до 6 часов (объем обследования меняется в зависимости от Вашего возраста).

Второй визит проводится обычно через 1-3 дня (зависит от длительности времени необходимого для получения результатов исследований) к участковому врачу для заключительного осмотра и подведения итогов диспансеризации.

Если по результатам первого этапа диспансеризации у выявлено подозрение на наличие хронического неинфекционного заболевания или высокий и очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск участковый врач сообщает  об этом пациенту и направляет на второй этап диспансеризации, длительность прохождения которого зависит от объема необходимого   дополнительного обследования.

Вопросы о вакцинации

Влияние вакцинопрофилактики на здоровье людей нельзя переоценить. В борьбе за сокращение смертности от инфекций, заболеваемости и увеличение численности населения никакое другое средство не имело столь решающего значения. Ежегодно вакцинация позволяет избежать 2-3 млн случаев смерти.

Так для чего нужно прививаться? Дело в том, что вакцина стимулирует организм к выработке антител, а также специфических клеток крови (макрофаги, натуральные киллеры, антиген-специфичные цитотоксические Т-лимфоциты, выделяющие цитокины) и обеспечивает защиту от болезни, воздействуя на иммунную систему в контролируемых масштабах. Вакцинация, в отличие от заболевания, исключает развитие осложнений.

После вакцинации организм запоминает конкретного врага. Если человек когда-либо встретится с настоящим опасным вирусом, бактерией или риккетсией, нужные антитела и специфические клетки крови быстро их уничтожат, прежде чем патогены смогут сделать организм больным.
Пожилым людям и ухаживающим за ними родственникам необходимо внимательно относиться к вопросам иммунопрофилактики, чтобы обезопасить себя и своих близких.

Иммунная система с годами ослабевает, и люди становятся более подверженными инфекционным заболеваниям. Так, например, грипп может стать причиной тяжелой пневмонии или даже смерти. Столбняк и дифтерия – редкие в популяции, но тяжелые заболевания, которые часто встречаются у пожилых людей и могут приводить к летальному исходу. Столбняк вызывается бактериями, инфицирование которыми происходит через раны, например, во время работы в саду или от укуса животного.
Прививки — подтвержденный в ходе многолетней практики высокоэффективный способ профилактики инфекционных болезней, у которого, однако, есть и противопоказания. Обычно прививки не рекомендуются в случае сильных аллергических реакций на предыдущее введение препарата в анамнезе (противопоказание в этом случае относится к этой же вакцине и аллергену), а также при сильных иммунодефицитах. Обычно же какое-либо острое заболевание - инфекционное или соматическое средней тяжести или тяжелое - является поводом отложить на время процедуру вакцинации.

Большое значение (зачастую большее, чем препарат) имеет организация проведения вакцинации и то, насколько правильно подготовлен к процедуре пациент перед тем, как пройти вакцинацию, необходимо подробно проконсультироваться у врача, который разработает ее схему с учетом индивидуальных показаний.
Государственная система оценки безопасности вакцин включает несколько уровней контроля: испытания новых вакцин на этапе разработки, контроль препаратов на производстве, сертификация серий вакцин ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава России, проверка предприятий и госконтроль соответствия качества вакцин на местах их применения.

Контроли, за которые ответственен производитель, включают этапы разработки препарата, его производства и поставки. Например, контроль выпускаемых вакцин производителем начинается на стадии технологического процесса и осуществляется в нескольких контрольных точках, включая готовый лекарственный препарат. Во время всего цикла проводится порядка 400 контролей качества сред, сырья, полупродуктов и готовой продукции. На каждом предприятии существует своя контрольная лаборатория, которая отделена от производства и действует относительно независимо.

Производители и поставщики также следят за строгим соблюдением правил хранения и транспортирования вакцин, то есть за обеспечением условий так называемой «холодовой цепи». Транспортирование вакцин должно осуществляться в специальных контейнерах с термоиндикаторами или авторефрижераторным транспортом при температуре от +2 до +8 C.

Вопросы о коррупции

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.  
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понятие «противодействие коррупции» включает: Деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:  - по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); - по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); - по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.  
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. 
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона                      
от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. 
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы. 
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного служащего. Невыполнение государственным служащим данной должностной (служебной) обязанности, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, 
находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Губернатора области от 25 декабря 2009 года        № 542 утверждено Положение о порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего, замещающего должность государственной гражданской службы в Правительстве области, руководителя органа исполнительной государственной власти области и его заместителей к совершению коррупционных правонарушений. Также постановлениями глав муниципальных образований утверждены Положения о порядке уведомления лицами, замещающими должности муниципальной службы в органах местного самоуправления района, представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.  Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является служебной обязанностью государственного гражданского служащего. Невыполнение государственным гражданским служащим обязанности по уведомлению представителя нанимателя о случаях обращения в целях склонения государственного гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений является правонарушением, влекущим увольнение государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы области либо привлечение государственного гражданского служащего к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданскоправового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. 

Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином. Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение работодателем указанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проверка соблюдения гражданином, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким 
гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постановлением Губернатора Вологодской области от 10 сентября 2010 года № 450 утвержден перечень должностей государственной гражданской службы области в органах исполнительной государственной власти области, после освобождения от которых и увольнения с государственной гражданской службы области в течение двух лет граждане Российской Федерации имеют право замещать должности на условиях трудового договора в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданскоправового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного гражданского служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Также постановлениями глав муниципальных образований утверждены перечни должностей муниципальной службы, после освобождения от которых и увольнения с муниципальной службы в течение двух лет граждане Российской Федерации имеют право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.  

а) в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 25 декабря      2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности, не вправе замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, если иное не установлено федеральными конституционными законами или федеральными законами, а также муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы. б) лица, замещающие муниципальные должности, не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, иные муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, если иное не установлено федеральными законами. 
в) лица, замещающие государственные должности, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе: - замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления; - заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм; - заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями; - быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами; - использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; - получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе; - получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган. Лицо, замещавшее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации; - принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций; - выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренностям государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями; - входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями; - разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей. г) лица, замещающие государственные должности, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. д) лица, замещающие государственные должности, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, нарушившие запреты, ограничения и обязанности несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постановлением Правительства Вологодской области от 25 августа 2014 года № 738 утверждено Положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, о сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, в соответствии с которым лица, замещающие государственные должности, гражданские служащие не вправе получать не предусмотренные законодательством Российской Федерации подарки от физических (юридических) лиц в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей. Лица, замещающие государственные должности, гражданские служащие обязаны в порядке, предусмотренном настоящим Положением, уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей. Подарок сдается на хранение лицом, замещающим государственную должность, гражданским служащим ответственному лицу Бюджетного учреждения не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления в соответствующем журнале регистрации. Подарок, полученный лицом, замещающим государственную должность, независимо от его стоимости, подлежит передаче на хранение в порядке, предусмотренном Положением. Подарок, полученный гражданским служащим, подлежит передаче на хранение в порядке, предусмотренном Положением, в случае, если стоимость подарка подтверждается документами и превышает три тысячи рублей либо стоимость подарка получившему его гражданскому служащему неизвестна. Подарок возвращается сдавшему его лицу по акту приема-передачи в случае, если его стоимость не превышает трех тысяч рублей. Возврат подарка оформляется актом приема-передачи подарка, составленным и подписанным в соответствии с Положением. Лицо, сдавшее подарок, может его выкупить, направив заявление уполномоченному должностному лицу не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка. Постановлениями администраций муниципальных районов утверждены правила передачи подарков, полученных муниципальными служащими муниципального района в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. 
В соответствии с пунктом 1 статьи 291.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, наказывается штрафом в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере 20-кратной суммы взятки. 
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Постановлением Губернатора Вологодской области от 29 февраля     2012 года № 82 утверждено Положение о порядке уведомления лицами, замещающими должности государственной гражданской службы области категории «руководители» высшей группы в органах исполнительной государственной власти области, должности государственной гражданской службы области в Правительстве области, представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу. Постановлениями администраций муниципальных районов утверждены Положения о порядке уведомления лицами, замещающими должности муниципальной службы в исполнительных органах местного самоуправления, представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы. 
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, относятся к информации ограниченного доступа. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданином, в случае непоступления данного гражданина на государственную или муниципальную службу, в дальнейшем не могут быть использованы и подлежат уничтожению. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. 
Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц. 
Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. 
Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу. 
Невыполнение гражданином обязанности по представлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы. 
Постановлением Губернатора Вологодской области от 2 сентября 2009 года № 333 утвержден перечень должностей государственной гражданской службы области, при назначении на которые граждане Российской Федерации и при замещении которых государственные гражданские служащие области обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. 
Постановлением Губернатора Вологодской области от 21 октября 2013 года № 481 утвержден порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности области, должности 
государственной гражданской службы области, и членов их семей на официальных сайтах государственных органов области и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования. 
Постановлением Губернатора Вологодской области от 6 апреля  2015 года № 170 утверждено Положение о представлении лицом, замещающим государственную должность области (гражданином при решении вопроса о назначении на государственную должность области), должность государственной гражданской службы области (гражданином, претендующем на замещение должности государственной гражданской службы области), сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. 
Постановлением Губернатора Вологодской области от 1 января  2007 года № 3 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представленных лицом, замещающим государственную должность области (гражданином, претендующим на замещение государственной должности области), лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области (гражданином, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы области), соблюдения ограничений лицом, замещающим государственную должность области, соблюдения лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области, требований к служебному поведению. 
Постановлением Губернатора Вологодской области от 2 мая 2012 года № 284 утверждено Положение о порядке проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. 
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые 
установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. 
Контроль за соответствием расходов лиц, а также расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей общему доходу лиц, и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам. 
Непредставление или представление ими неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим освобождение лиц от замещаемой (занимаемой) должности, увольнение в установленном порядке с государственной или муниципальной службы. 
Сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если общая сумма таких сделок превышает общий доход лица, замещающего одну из должностей, его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, представленные в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставляются для опубликования средствам массовой информации с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных. 
Постановлением Губернатора Вологодской области от 19 марта 2013 года № 145 «Об определении государственного органа области, осуществляющего контроль за расходами лиц, замещающих соответствующие государственные должности области, государственных гражданских служащих области, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей» определен Департамент государственной службы и кадровой политики Вологодской области государственным органом области, осуществляющим контроль за расходами членов Правительства области, уполномоченного по правам человека в Вологодской области, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Вологодской области, председателя, заместителей председателя Контрольно-счетной палаты области, председателя, заместителей председателя и секретаря Избирательной комиссии области, председателей территориальных избирательных комиссий области, государственных гражданских служащих области, замещающих должности, включенные в соответствующий перечень должностей государственной гражданской службы области, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. 
Постановлением Губернатора Вологодской области от 4 апреля 2013 года № 167 утвержден перечень должностей государственной гражданской службы области, при замещении которых государственные гражданские служащие области обязаны представлять сведения о своих расходах, а также сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» утвержден перечень должностей государственной гражданской службы области, при замещении которых государственные гражданские служащие области обязаны представлять сведения о своих расходах, а также сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. 
5 июня 2013 года принят Закон Вологодской области № 3072-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов осуществления контроля за расходами лиц, замещающих муниципальные должности муниципальных образований области на постоянной основе, а также расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей», который регулирует некоторые вопросы осуществления контроля за соответствием расходов лиц, замещающих муниципальные должности муниципальных образований области на постоянной основе, расходов их супруг(супругов) и несовершеннолетних детей доходам этих лиц.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie